В Харькове поставили самую дорогую оперу в Украине

На сцене Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Н.В. Лысенко / «Схід Opera» состоялась премьера исторической оперы «Вишиваний. Король України».

Команда шла к реализации проекта около трех лет. Как эрцгерцог Вильгельм фон Габсбург-Лотарингский объединил австрийскую и украинскую историю? Насколько сложно в стенах академического театра впервые рождалась украинская авангардная мультимедийная опера?

Австрийский эрцгерцог любил носить вышиванку

«Вишиваний. Король України» – первая украинская опера за время независимости Украины, созданная на фактическом историческом материале. В основе проекта – история австрийца Вильгельма Габсбурга, который посвятил свою жизнь Украине. Эрцгерцог Вильгельм происходил из старейшей в Европе монаршей династии Габсбургов. Еще подростком путешествовал по гуцульским селам, был очарован украинской культурой, выучил украинский язык, читал украинскую литературу. Вильгельм Габсбург увлекался украинской литературой, писал стихи на украинском языке, много путешествовал по украинским землям, которые были в составе Австро-Венгрии.

Во время Первой мировой войны 18-летнего принца назначили командиром сотни 13-го уланского полка, где служили украинцы, затем в звании полковника он был командиром сечевых стрельцов. Стрельцы называли его Василем и подарили вышиванку, которую он часто носил. Так Вильгельм Габсбург получил прозвище Василь Вышиваный. За его заинтересованность историей, культурой, политическими перспективами Украины его называли претендентом на титул украинского короля, если бы королевство было создано после окончания Первой мировой войны. Вильгельм не заявлял права на трон, поддерживал идею создания независимого украинского государства, причем был противником насильственного способа получения власти. В 1930-х годах он поддерживал связи с лидерами Организации украинских националистов (ОУН). Во время Второй мировой войны жил в Вене, но в 1947 году Вильгельма Габсбурга арестовали органы советской госбезопасности и вывезли в Киев. Поводом для ареста стала организованная им встреча для обсуждения помощи французского правительства формированиям Украинской повстанческой армии (УПА). В 1948 году его приговорили к 25 годам заключения и в тот же год он умер от туберкулеза в Лукьяновской тюрьме в Киеве.

Проект объединил мощную постановочную команду

– В нашем театре родился уникальный проект, посвященный одному из самых преданных борцов за независимость украинского государства. Очень значимо, что именно в юбилей независимости Украины мы отдаем дань уважения Вильгельму Габсбургу,— отмечает генеральный директор-художественный руководитель театра Олег Орищенко.

По его словам, проект объединил мощную постановочную команду из всей Украины. Либретто к опере создал известный писатель, поэт и драматург Сергей Жадан, музыку – композитор Алла Загайкевич. В команду создателей «Вышиваного» вошли режиссер из Ивано-Франковска Ростислав Держипольский, дирижер «Схід Opera» Юрий Яковенко и главный хормейстер театра Алексей Черникин, хореограф Ольга Семешкина и художница Олеся Головач из Киева. Продюсером проекта выступила Александра Саенко из Вены, руководителем проекта от театра – первый заместитель гендиректора «Схід Opera» Игорь Тулузов.

В этой современной опере многое было впервые. «Вишиваний. Король України» стал первым подобным опытом для многих участников проекта. Для композитора Аллы Загайкович это первая масштабная опера, для поэта и драматурга Сергея Жадана – первое либретто, для режиссера-постановщика Ростислава Держипольского – первая оперная постановка и первый опыт работы на «чужой» сцене, для продюсера Александры Саенко – первый оперный проект. И в целом «Вышиваный» стал первой авангардной оперой в независимой Украине.

Либретто сложное, но очень крутое

В опере «Вишиваний. Король України» есть множество любопытных моментов, и один из них – либретто.

– У Вышиваного невероятная биография, чего там только нет: любовь, интриги, деньги, большая политика, войны, религия, проблемы с родителями — то есть художественный роман о первой половине ХХ века. Столько деталей и сюжетов, только возьми и передай это грамотно, – делится Сергей Жадан.

Либретто Сергея Жадана основано на истории, но «Вышиваный» – не документальный текст, а развернутая рефлексия об успехах и неудачах украинского проекта, поиск своих и места каждого в историческом процессе.

– Это крутое гениальное либретто. Оно сложное, не сюжетное, не такое, как мы привыкли, но очень крутое, – считает народный артист Украины режиссер-постановщик спектакля, генеральный директор и художественный руководитель Ивано-Франковского национального академического драматического театра им. Ивана Франко Ростислав Держипольский. – Это сложно для меня как режиссера, но заставило включаться и тоже искать свои сверхресурсы, что-то придумывать, чтобы донести. Я встретил в харьковском театре мощный коллектив с большим потенциалом. Здесь присутствует все: и огромное желание, и возможности для реализации. Честно говоря, для меня это было нелегко. Это моя первая выездная постановка, где я наступил на все грабли, на какие только можно – так бывает, когда что-то делаешь впервые.

«Переживали, что это окажется неродным»

Изюминкой проекта стала и уникальная авангардная музыка. Композитор Алла Загайкевич обращалась к таким источникам, как, например, мелодика аутентичного народного пения Гуцульщины и Полтавщины, при этом «Вышиваный» звучит на современном музыкальном языке, который сочетает симфоническую и электронную музыку.

– Голос – это самый интимный инструмент, – рассказывает Алла Загайкевич. – Мы воспринимаем оперу как нечто масштабное и эпическое, но на самом деле она может быть чем-то очень интимным. И я уверена, что у украинской оперы именно такой потенциал развития. Мы переживаем инерционное отношение к опере как к значительному, страшному, холодному и очень традиционному. Но все больше мы видим появление в Украине оперных проектов другого, близкого современному человеку измерения. И фигура Вышиваного тоже имеет очень интимный путь, путь близкого соприкосновения. Три года назад мы с Сергеем Жаданом и Ростиславом Держипольским обсуждали, что каждый из наших персонажей тоже будет иметь свой собственный язык, и эти особенности стали для нас залоговыми. Это опера симфонического оркестра, солистов, ансамблей и электроники, которая расслаивает наше пространство. Сюжет оперы разворачивается в нескольких планах, мы разными средствами расслаиваем эти планы, миры, времена.

Впервые реализовать авангардную композиторскую задумку в академическом театре оказалось не просто, в том числе и для вокалистов.

– Для украинских оперных певцов основной стиль распева – академический, поэтому артисты проекта прошли мастер-классы по овладению особой техникой – шпрехштимме/шпрехгезанг, разговорной «сухой» манеры пения с примерной звуковысотностью. Она не напоминает ни пение, ни реализм естественного языка, – отмечает заслуженный деятель искусств Украины, главный хормейстер «Схід Opera» Алексей Черникин.

Все были в напряженном состоянии

Проект стал экзаменом даже для опытных артистов. Исполнителю роли Василя Вышиваного заслуженному артисту Украины Владимиру Козлову пришлось концентрироваться не только на вокале.

– Это, пожалуй, самая сложная партия, которая была в моей жизни, – делится Владимир Козлов.– Это пример сложной современной музыки, современной оперы, современного выражения эмоциональности, слова и смысла с нивелированием оперного вокала. Первое, что нужно – донести смысл: оперному певцу нужно работать как актеру. Эта опера отзывается во мне через эмоциональность и слово. Герой рассказывает нам простые вещи простым языком, напоминает нам, что мы – это мы.

Словом, в создание авангардной музыки вложилась вся команда. По мнению композитора, без кропотливой работы главного хормейстера Алексея Черникина актерам не удалось бы так быстро и удачно освоить новую для них методику, а обусловленные пандемией два года репетиций помогли выработать стойкий рисунок произведения. Особую роль в этом, по ее мнению, сыграл дирижер Юрий Яковенко.

– Юрий демонстрирует не просто невероятное отношение дирижера, а настоящую любовь. Он как бы охраняет музыку от всех, он ее часовой, – отмечает Алла Загайкевич.

Для академического театра музыка, которую написала Алла Загайкевич, является вызовом, считает руководитель проекта от театра первый заместитель гендиректора «Схід Opera» Игорь Тулузов.

– Все были в напряженном состоянии, действительно переживали, что для нашего коллектива это окажется неродным, – говорит Игорь Тулузов. – Но мы это сделали, справились, все влюбились, наконец, в эту музыку. Для нас это шаг вперед – теперь мы знаем, что способны ответить на вызовы новой современной музыки.

В декорациях используется пятитонная конструкция

В спектакле задействована вся труппа: солисты, балет, хор, оркестр – всего около 200 артистов. Для постановки подготовили больше 350 костюмов по эскизам художницы Олеси Головач, которая вдохновлялась фотографиями и рисунками одежды начала ХХ века. Для изготовления сценического наряда с элементами стимпанка было закуплено более 2500 метров ткани. При пошиве использовали современные материалы и декор: трикотаж с люрексом, ткани с напылением серебра. Одна из уникальных визуальных и сценических новаций в спектакле – уникальная для украинского театра пятитонная трехъярусная конструкция с пандусом. Конструкцию возвели по принципу украинского вертепа, на ней помещается до 60 артистов. Эта алюминиевая громадина – идея режиссера-постановщика оперы.

– Сюжет спектакля нелинейный, в нем появляется и 1947 год, Лукьяновская тюрьма, 1900 год – Вена, вокзал в Коломые, Карпаты в Польше, – рассказывает о задумке Ростислав Держипольский. – Кроме того, это видения, сны, в которых к герою приходят разные голоса. И очень важная сцена Рождества, которое празднуют обе воюющие стороны. Три яруса сложились сами собой. Наш украинский вертеп чрезвычайно символичен. Наверху находятся божьи силы, святые люди, второй ярус – это земная жизнь, и низ вертепа – черные силы. Наш верхний ярус – это иконостас, там люди с мессианской миссией, но одновременно там и Следователь, и Человек в черном. Эти силы проникли вверх и разрушают нашу государственность, но еще до финала мы их оттуда убираем.

Идею режиссера-постановщика дала возможность воплотить уникальная сцена харьковского театра – самая большая в Украине. Стоимость масштабного сценического сооружения – более 2,3 миллиона гривен. В целом опера «Вишиваний. Король України» стала самой дорогой в Украине: общая стоимость постановки с учетом спонсорского вклада превышает 17 миллионов гривен.

«Если бы знала, как это сложно и масштабно…»

Оперу готовили больше трех лет. Создатели спектакля столкнулись с разными вызовами, и не только репетиционными и техническими, но и связанными с пандемией: премьеру переносили четыре раза, и эти переносы тоже заставили команду изрядно понервничать. Тем не менее авангардная опера «Вишиваний. Король України» состоялась.

– Этот проект беспрецедентный, революционный во многих измерениях. Думаю, что все участники проекта будут вспоминать о нем с гордостью. Во-первых, для государственного театра был заказано произведение для исполнения и включения в постоянный репертуар. Во-вторых, интересный исторический украинский материал. В-третьих, привлечены все выдающиеся украинские деятели искусства, все креативные административные силы.

Сейчас меня спрашивают: «Как ты на это согласилась?». Честно говоря, я согласилась от незнания и непонимания, насколько это сложно и масштабно. Поэтому я была такая смелая, – признается продюсер Александра Саенко. – И слава богу, что не знала. Возможно, если бы знала – не согласилась бы. В принципе, создание современной оперы для постоянного репертуара государственного театра – это нечто неслыханное для Украины. Это был вызов и эксперимент для всех. И для коллектива харьковского оперного театра также. Это квантовый скачок для труппы. Меня поражает эффект, который создает участие в проекте: люди меняются, люди горят.

Премьера оперы «Вишиваний. Король України» состоялась 1 и 2 октября.

– Очень не люблю ходить на премьерные показы спектаклей по моим текстам, потому что переживаешь больше за актеров на сцене, – признался после премьеры автор либретто Сергей Жадан. – Но сегодня я очень благодарен людям, которые это совершили. Просто хочется всех обнять. Меня поразило, как вся огромная машина – актеры, музыканты, все – сработали как очень слаженный механизм.

Проект будет иметь продолжение в разных форматах

– Очень важно, что это не только национальный проект. Он имеет значение и для международного имиджа Украины. – считает Александра Саенко. – Габсбурги еще живы – родственники Василя Вышиваного живут по всему миру, в том числе и в Австрии. Глава дома Габсбургов Карл фон Габсбург доводится Вильгельму внучатым племенником. Я рассказывала ему о проекте, и накануне премьеры Карл фон Габсбург прислал письмо с поздравлениями. Глава дома Габсбургов выражает надежду, что увидит этот спектакль в других оперных театрах Европы.

«Вишиваного» внесли в постоянный репертуар «Схід Opera». Театр планирует показать спектакль в Европе. Как сообщила Александра Саенко, австрийцы просят привезти хотя бы камерную версию спектакля, и это большой потенциал для культурной дипломатии.

По словам продюсера, проект будет жить в разных формах и форматах. Уже издано отдельной книгой либретто, разработан экскурсионный маршрут «Местами Вышиваного» в Вене, в планах продюсера проекта – издание биографии Василя Вышиваного.

Источник: vecherniy.kharkov.ua

Описание admin

Рекомендуем прочесть

Простий рецепт млинців на молоці з курячим фаршем та грибами

Існує безліч варіантів приготування млинців: на воді, кефірі, молоці чи йогурті. Також можна додавати до …